Помощь
Нашли ошибку?
X

Ваш Email (необязательно):
Я согласен с Политикой конфиденциальности
Загрузка
Идет отправка сообщения
Сообщение отправлено
Не заполнен текст сообщения!
 

Обзор теорий лидерства

лидерство как феномен Феномен лидерства интересовал не одно поколение мыслителей, ученых, исследователей. И никогда среди них не было единых взглядов на определение, сущность и природу данного феномена. Однако развитие представлений о лидерстве, экспериментальные наработки послужили тому, что в теории лидерства последовательно один за одним сформировались четыре основных подхода к пониманию лидерства. При этом каждый из последующих уже представлял собой более зрелую позицию, основанную на наработках предшественников. Итак, какие теории лидерства существуют? В теории лидерства выделяют четыре подхода:

1) с позиции личностных качеств

2) поведенческий

3) ситуационный

4) лидерство на основе эмоционального интеллекта.

Подход с позиции личностных качеств (1930-1950 гг.)

Согласно теории личностных черт или теории великих людей, выдающиеся лидеры обладают определенным набором личностных качеств, например такими, как уровень интеллекта, яркая внешность, здравый смысл, инициативность, уверенность в себе, надежность, активность и др. Однако исследования показали, что лидеры различались между собой по выделенным качествам и по-разному проявляли себя в зависимости от ситуации (Стогдилл, 1948)

Поведенческий подход

Сторонники поведенческого подхода считали, что эффективность лидера определяется стилем руководства, т.е. привычной манерой поведения руководителя по отношению к подчиненным, чтобы оказать на них влияние и способствовать достижению поставленных целей. Курт Левин первым описывает 3 стиля руководства (поведения лидера): авторитарный, демократический, либеральный. Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя: руководитель определяет все стратегии группы никаких полномочий группе не делегируется. Демократичное руководство характеризуется разделением власти и участием трудящихся в управлении ответственность не концентрируется, а распределяется.

Либеральное руководств о характеризуется минимальным участием руководителя группа имеет полную свободу принимать самостоятельные решения. В своем исследовании Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократичное. Однако на другой чаше весов были низкая мотивация, меньшая оригинальность, меньшее дружелюбие в группах, отсутствие группового мышления, большая агрессивность, проявляемая как к руководителю, так и к другим членам группы, большая подавляемая тревога и одновременно более зависимое и покорное поведение. По сравнению с демократичным, при либеральном руководстве объем работы уменьшается, ее качество снижается, появляется больше игры и при опросах предпочтение отдается демократичному руководителю.

Дуглас МакГрегор разрабатывает теорию Х и теорию У, известную нам также как теория Кнута и пряника . Согласно теории :

1. Люди изначально не любят трудиться и при любой возможности избегают работы.

2. У людей нет честолюбия, и они стараются избавиться от ответственности, предпочитая, чтобы ими руководили.

3. Больше всего люди хотят защищенности.

4. Чтобы заставить людей трудиться, необходимо использовать принуждение, контроль и угрозу наказания.

Согласно теории :

1. Труд процесс естественный. Если условия благоприятные, люди не только примут на себя ответственность, они будут стремиться к ней.

2. Если люди приобщены к организационным целям, они будут использовать самоуправление и самоконтроль.

3. Приобщение является функцией вознаграждения, связанного с достижением цели.

4. Способность к творческому решению проблем встречается часто, а интеллектуальный потенциал среднего человека используется лишь частично.

Рэнис Лайкерт и его коллеги из Мичиганского университета разрабатывают модель лидерства, согласно которой существует две ориентации руководителя: либо на работу, либо на человека.

В дальнейшем он выделил 4 стиля лидерства:

1) эксплуататорско-авторитарный (ориентирован на задачу, жесткий и авторитарный лидер)

2) благосклонно-авторитарный (отношения авторитарны, но присутствует также ограниченное участие подчиненных в принятии решений)

3) консультативно-демократический (отношения руководителя и подчиненного в значительной степени доверительны и открыты)

4) основанный на участии (подчинённые принимают участие в принятии решений). По мнению Лайкерта, лидерство, основанное на участии, наиболее эффективно, однако, как показали дальнейшие исследования, не всегда.

лидерство как феномен группового развития Группа ученых университета штата Огайо, развивая идеи МакГрегора и Лайкерта, провели ряд исследований и внесли существенное дополнение. Предыдущее деление руководителей на субъектов, ориентированных только на работу, и только на людей, оказывается неверным! Было выявлено, что руководитель может проявлять различную степень внимания к подчиненному и структурированию проблем. Управленческая решетка Блэйка-Мутона была разработана на основе идей ученых из штата Огайо.

За основу были взяты 2 оси забота о человеке и забота о производстве , различное соотношение координат которых определяло один из 5 стилей руководства:

1. Страх перед бедностью. Со стороны руководителя требуется лишь минимальное усилие, чтобы добиться такого качества работы, которое позволит избежать увольнения.

2. Дом отдыха. Руководитель сосредоточивается на хороших, теплых человеческих взаимоотношениях, но мало заботится об эффективности выполнения заданий.

3. Авторитет подчинение. Руководитель заботится об эффективности выполняемой работы, но обращает мало внимания на моральный настрой подчиненных.

4. Организация. Руководитель достигает приемлемого качества выполнения заданий, находя баланс между эффективностью и хорошим моральным настроем.

5. Команда. Благодаря усиленному вниманию к подчиненным и эффективности, руководитель добивается того, что подчиненные сознательно приобщаются к целям организации. Это обеспечивает и высокий моральный настрой, и высокую эффективность. Наиболее эффективным стилем руководства с точки зрения авторов было поведение руководителя в позиции 

Ситуационный подход

Отражает тот факт, что на эффективность лидера влияют не только личностные качества и стиль руководства, но и различные ситуационные факторы, например такие, как потребности и личные качества подчиненных, характер задания, влияние среды, наличие у руководителя информации. Другими словами, руководитель-лидер должен уметь вести себя по-разному в различных ситуациях. Данный подход оказался наиболее эффективным с точки зрения практики управления. Его представляют четыре ситуационные модели:

ситуационная модель руководства Фидлера

подход Митчела и Хауса путь цель

теория жизненного цикла Херси и Бланшара

модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона.

Ситуационная модель руководства Фидлера

Фидлер считает, что каждой ситуации соответствует свой наилучший стиль поведения руководителя, но руководитель не может менять свой стиль в зависимости от ситуации. В своей модели Фидлер развивает идеи о лидере, ориентированном на задачу, и лидере, действующем через отношения, но он вводит 3 фактора, влияющие на ситуацию:

1. Отношения руководителя и подчиненных: хорошие (лояльность, доверие, симпатия) и плохие.

2. Структура задачи: структурированная задача (четкость постановки, привычность для подчиненного) и неструктурированная.

3. Должностные полномочия руководителя: сильные (у руководителя много формальной власти, полномочий, может вознаграждать подчиненного) и слабые.

Таким образом, Фидлер выделяет 8 ситуаций, в каждой из которых наиболее эффективен один из стилей лидирования, ориентированный на задачу (т.е. четкое принятие решений, постановка целей, жесткий контроль над подчиненными), или же ориентированный на человеческие отношения (т.е. путем мотивации и поддержки сотрудников). На практике данная модель может эффективно использоваться, например, при расстановке кадров.

Подход путь цель Митчела и Хауса

Согласно данной модели руководитель может влиять на подчиненных в процессе их пути к достижению цели. На разных отрезках пути движения к цели в зависимости от ситуации и потребностей подчинённых лидер применяет один из четырёх стилей руководства.

1. Инструментальный стиль

(аналогичен стилю, ориентированному на работу или на задачу) проявляется в том, что подчиненным сообщают, чего от них хотят, дают им конкретные указания, что и как нужно делать, тем самым делая роль руководителя группы понятной всем. Руководитель составляет графики работы, поддерживает определенные стандарты исполнения, просит подчиненных придерживаться правил и процедур. Стиль используется, когда подчиненные готовы выполнить задачу, ждут только указания начать , а также в случаях, в которых характер задачи не вполне однозначен.

2. Стиль поддержки

(аналогичен стилю, ориентированному на человека или на человеческие отношения) характеризуется заботой руководителя о потребностях и благополучии подчиненных. Руководитель поддерживает приятную атмосферу, заботится об условиях труда, он демократичен и открыт. Даже в мелочах такой руководитель старается сделать труд работников более приятным, общение происходит на равных. Стиль эффективен, когда подчиненные нуждаются в самоуважении и приобщении интересам компании.

3. Стиль, поощряющий участие

, характеризуется тем, что руководитель делится имеющейся у него информацией со своими подчиненными и использует их идеи и предложения для принятия решений. Сильный акцент делается на консультации. Он эффективен в случае, когда для подчиненных важны цели компании и они стремятся участвовать в процессе управления.

4. Стиль, ориентированный на достижение

, характеризуется постановкой перед подчиненными довольно трудоемкой цели, ожиданием, что они будут работать в полной мере своих возможностей. Руководитель стимулирует подчиненного к постоянному повышению индивидуального результата, одновременно поддерживает уверенность в способности к сверхэффективной работе. Стиль эффективен в том случае, когда подчиненные стремятся к высокому уровню достижений и уверены в том, что способны достичь такого уровня.

Модель принятия решений руководителем Врума-Йеттона

Модель Врума-Йеттона больше ориентирована не на стиль лидерства, а на принятие решений, при этом она подчеркивает отсутствие универсального способа влияния на подчиненных. Выбор стиля зависит от меняющихся переменных ситуации принятия решений.

Согласно данной модели, руководитель выбирает один из пяти стилей руководства, ориентируясь на помогающие ему в этом древо решений и 7 вопросов: 5 стилей принятия решений по Вруму-Йеттону:

Вы сами решаете проблему или принимаете решение, используя имеющуюся у Вас на данный момент информацию.

Вы получаете необходимую информацию от своих подчиненных и затем сами решаете проблему. Получая информацию, Вы можете сказать или не сказать своим подчиненным, в чем состоит проблема. Роль Ваших подчиненных в принятии решений предоставление необходимой информации, а не поиск или оценка альтернативных решений.

Вы излагаете проблему индивидуально тем подчиненным, кого это касается, и выслушиваете их идеи и предложения, но не собираете их вместе в одну группу. Затем Вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние Ваших подчиненных.

Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных, и весь коллектив выслушивает все идеи и предложения. Затем Вы принимаете решение, которое отражает или не отражает влияние Ваших подчиненных.

Вы излагаете проблему группе ваших подчиненных. Все вместе Вы находите и оцениваете альтернативы и пытаетесь достичь согласия (консенсуса) касательно выбора альтернативы. Ваша роль схожа с председательской. Вы не пытаетесь повлиять на группу, чтобы она приняла Ваше решение, а хотите принять и выполнить любое решение, которое вся группа сочтет наиболее приемлемым.

лидерство как феномен малой группы Лидерство на основе модели эмоционального интеллекта

Данная концепция считается самой молодой, она была разработана Д.Гоулманом, профессором Чикагского университета в 1980-90 гг. 20 века. Согласно данной концепции, эффективное лидерство означает управление эмоциями других людей.

Лидер, обладающий высоким эмоциональным интеллектом, обладает способностью осознавать собственные чувства и чувства других людей, а также управлять ими.

Навыки и компетенции лидера с высоким эмоциональным интеллектом:

Осознание собственных чувств умение замечать и осознавать свои чувства, тонко дифференцировать их. Управление собственными чувствами умение справиться с разрушительными импульсами и контролировать негативные эмоции гибко приспосабливаться к ситуации, настроить себя на нужный лад на победу, выигрыш и т.д. Осознание чувств другого человека умение проявлять эмпатию (сопереживание чувствам других людей), понимание и быть участливым.

Управление чувствами других людей умение оказывать эмоциональное воздействие в различных ситуациях взаимодействия с подчиненными, влиять и воодушевлять, урегулировать конфликты, создавать команду и укреплять командный дух, укреплять и поддерживать личные взаимоотношения с работниками, помогать другим в самосовершенствовании, инициировать изменения и вести работников в новом направлении.

С точки зрения теории лидерства модель эмоционального интеллекта предлагает руководителю обратить внимание на развитие и совершенствование всех четырех способностей, связанных с осознанием и управлением эмоциями и чувствами. Данная теория подтверждается целым рядом практических исследований.

Дата: 19.07.2017
Статьи рубрики Работа и образование
Когда стекло оживает
Раздел справочника:   Работа и образование
Дата: 19.07.2017

 Хотелось бы вам порадовать близкого человека подарком сделанным своими руками? И дело тут не только в том, что handmade сегодня в моде. Подарок сделанный своими руками, - это символ. Он навсегда сохранит тепло и частичку вашей души. Он сам расскажет без слов о самом важном. Мы счастливы, поделиться с Вами возможностью приобщиться к чуду работы со стеклом и попробовать себя в роли мастера. Мы обращаемся к тем, кто решил попробовать создать настоящий витраж своими руками. Если у вас всегда была мечта сделать витражный подсвечник, часы или небольшой витраж, а может быть это будет фигурка любимого кота или знак зодиака? В мастерской студии художественного витража и фьюзинга есть замечательная возможность посетить ознакомительные мастер-классы по фьюзингу (спеканию стекла) и изготовлению витражей в технике Тиффани. Под руководством специалиста вы сможете создать небольшое, но вполне профессиональное изделие. В зависимости от того, какие навыки хотите получить и сколько времени готовы потратить на их приобретение, для вас будут разработана ...

простая и очень отличная работа.docx. Ссылка для друзей files.mail.ru/DXMWAY
Раздел справочника:   Работа и образование
Дата: 26.02.2012

Простая и очень отличная работа.   ...

принцип непрерывности самообразования, как фактор реализации педагогических работников
Раздел справочника:   Работа и образование
Дата: 19.07.2017

 ПРИНЦИП НЕПРЕРЫВНОСТИ САМООБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ Актуализация проблемы непрерывного образования является сегодня исторической необходимостью и отражает определенный этап в развитии образования. По определению, принятому 20-й сессией ЮНЕСКО (UNESCO —United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) — Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры, под образованием понимается процесс и результат совершенствования способностей и поведения личности, при котором она достигает сознательной зрелости и индивидуального роста. Образованность общества считается основой решения социальных и экономических проблем, сохранения и развития науки, культуры, национальных традиций, укрепления государства и обеспечения его безопасности [1]. См.рис.1.1. ;Поколение 2030:Дорожная карта». Поколение 2030:Дорожная карта В национальной доктрине образования в РФ идет речь о крупномасштабном эксперименте - объединении университетов, вузов, техникумов, колледжей, гимназий, лицеев, школ в единую образовательную систему, в основе которой - непрерывность и преемственность. Необходимость модернизации педагогического образования определяется и задачами, поставленными в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, где отмечено, что в середине текущего десятилетия российская экономика оказалась ...

Теперь заказать курсовую работу можно из любого города России по электронной почте
Раздел справочника:   Работа и образование
Дата: 24.05.2014

Курсовые, дипломные, контрольные работы, диссертации, рефераты, доклады, задачи, отчеты по производственной практике, тесты на заказ по электронной почте из любого города России не выходя из дома!   Заказать работу по истории (отечественной и зарубежной), КСЕ (концепции современного естествознания), БЖД (безопасность жизнедеятельности), документоведению, конфликтологии, культурологии, математике (в том числе высшей), физике, химии, информатике, педагогике, психологии, психодиагностике, риторике, культуре речи, социальной работе, политологии, социологии, философии, физической культуре, экологии, этике, языкознанию. По юридическим дисциплинам: адвокатура; нотариат; судебная экспертиза; административное, арбитражное, гражданское, уголовное право и процесс; исполнительное производство; жилищное, земельное, предпринимательское, коммерческое, конституционное, международное, муниципальное, налоговое, римское, семейное, таможенное, трудовое, финансовое, хозяйственное, экологическое право; ПСО (право социального обеспечения); криминалистика; криминология; правоохранительные органы; ОРД (оперативно-розыскная деятельность); прокурорский надзор; ТГП (теория государства и права); юридическая психология. По экономическим дисциплинам: аудит, бухгалтерский и финансовый учет и отчетность, государственное и муниципальное управление, ДКБ (деньги, кредит, банки), история экономических учений, логистика, статистика, микроэкономика, макроэкономика, маркетинг, менеджмент, управление персоналом, мировая экономика, ...

Объявления из категории «Образование» (посмотреть все объявления)

Спортивный клуб по художественной гимнастике "SK Favorite"

500  руб.
Регион: Екатеринбург

Набор девочек от 3-ех лет на занятие по художественной гимнастике . -Удобное месторасположение; -Удобное расписание; -Уютный и теплый зал; -Всегда есть места на парковке; -Наш клуб находится на территории фитнес-клуба AversFit, а значит пока занимается ваш ребенок -вы можете тренироваться , плавать в бассейне или же пить ароматный кофе с книжкой в руках . ...
22.01.2021  01:35
Бесплатный урок разговорного английского языка

руб.
Регион: Екатеринбург

Бесплатный урок разговорного английского в Екатеринбурге! Как, исправив одну ошибку, начать говорить на английском через 1 месяц? Центр разговорного английского для взрослых «Студема» приглашает вас на бесплатный урок: «Как начать говорить на английском за 1 месяц по методу ESL!» Для кого: 1. Если вы учили английский со школы, но не можете на ...
21.01.2021  18:11
Продленка на Юлиуса Фучика , 5!

400  руб.
Регион: Екатеринбург

Запиши ребенка к нам - и он заговорит на английском. Часто задаетесь вопросом как все успеть? Посещать кружки и иметь хорошую успеваемость в школе -реально! Мы предлагаем коплексную программу продленного дня для детей начальной школы Основой нашей программы является всестороннее развитие детей на английском языке ! Мы интегрировали ...
21.01.2021  01:11
Курсы игры на гитаре для взрослых и детей.

250  руб.
Регион: Нижний Тагил

Студия "Я-гитарист" приглашает взрослых и детей научиться играть аккомпанемент, мелодии и рок-музыку на гитаре. Направления: акустическая гитара (аккомпанемент, игра в 2 гитары, фингерстайл), электрогитара (ритм-гитара в стиле классик-рок, хард-рок, метал, треш), ансамблевая практика. Занятия в центре города, в мини-группе или отдельно, в удобное для вас время и дни (утренние, дневные ...
12.10.2017  19:06
Комплект постоянного света для смартфона Rekam

3 590  руб.
Регион: Екатеринбург

Комплект постоянного света для смартфона Rekam Материал корпуса: ABS-пластик/ металл Угол луча: 120 * Страна: Китай Встроенный диммер: Да Кронштейн для установки: Да Удачное решение: Подсветка для макияжа Цвет: черный Срок службы: 5 лет Вес: 581 г Обратите внимание: Удобен как настольная лампа Гарантия год Световой поток: 1000 ANSI lm Блок питания: доп.опция Индекс ...
23.01.2021  23:59
Кабель Atcom

990  руб.
Регион: Екатеринбург

Кабель Atcom Аналоговый аудио кабель: Да, Тип кабеля: XLR "папа" - XLR "мама", Длина кабеля: 3 м Тип кабеля: XLR "папа" - XLR "мама" Материал диэлектрика: ПВХ Страна: Китай Длина кабеля: 3 м Длина: 3 см Цвет: черный Материал проводника: алюминий Аналоговый аудио кабель: Да Вес: 406 г Тип разъема: XLR Гарантия: 5 лет Модель: AT8002 trivialProductName: ...
23.01.2021  23:59
Лампа светодиодная с держателем для смартфона Rekam

1 890  руб.
Регион: Екатеринбург

Лампа светодиодная с держателем для смартфона Rekam Максимальная мощность: 6 Вт, Длина кабеля: 1.95 м Материал корпуса: пластик/ металл Пользователи оценят: Подсветка для макияжа Хорошо придумано: Крепление к плоской поверхности Страна: Китай Длина кабеля: 1.95 м Вид гарантии: гарантийный талон Цвет: черный Срок службы: 5 лет Максимальная мощность: 6 Вт Вес: 524 г Цвет свечения: ...
23.01.2021  23:59
Комплект постоянного света для смартфона Rekam

3 190  руб.
Регион: Екатеринбург

Комплект постоянного света для смартфона Rekam Материал корпуса: пластик/ металл Угол луча: 120 * Страна: Китай Встроенный диммер: Да Кронштейн для установки: Да Удачное решение: Подсветка для макияжа Цвет: черный Срок службы: 5 лет Вес: 492 г Обратите внимание: Удобен как настольная лампа Гарантия год Световой поток: 900 ANSI lm Блок питания: доп.опция Индекс ...
23.01.2021  23:59
Комплект постоянного света для смартфона Rekam

4 990  руб.
Регион: Екатеринбург

Комплект постоянного света для смартфона Rekam Материал корпуса: пластик/ металл Угол луча: 120 * Страна: Китай Встроенный диммер: Да Кронштейн для установки: Да Удачное решение: Подсветка для макияжа Цвет: черный Срок службы: 5 лет Вес: 1077 г Обратите внимание: Удобен как настольная лампа Гарантия год Световой поток: 900 ANSI lm Блок питания: доп.опция Индекс ...
23.01.2021  23:59
Наушники AKG

9 490  руб.
Регион: Екатеринбург

Наушники AKG Сопротивление: 32 Ом, Частотный диапазон: 53 Гц - 22 кГц, Чувствительность: 114 дБ, Длина кабеля: 3 м Частотный диапазон: 53 Гц - 22 кГц Количество каналов звука: 2 Материал корпуса: пластик Страна: Китай Сопротивление: 32 Ом Амбушюров в комплекте пара Длина кабеля: 3 м Складной оголовник: Да Акустический тип: закрытый Работа без исп. звук. карты: ...
22.01.2021  23:59
Наушники AKG

1 990  руб.
Регион: Екатеринбург

Наушники AKG Сопротивление: 32 Ом, Частотный диапазон: 18 Гц - 20 кГц, Чувствительность: 110 дБ, Длина кабеля: 2.5 м Частотный диапазон: 18 Гц - 20 кГц Количество каналов: 2 Переходник 3.5 мм / 6.3 мм: Да Вес: 200 г Страна: Китай Гарантия: 2 года Сопротивление: 32 Ом Длина кабеля: 2.5 м Чувствительность: 110 дБ trivialProductName: Наушники возможна доставка имеется официальная ...
22.01.2021  23:59